Избыточность поведения

Избыточность поведенияВернемся к проблеме излишней активности. Так как иного варианта не видно, то так называемая избыточность поведения нужна организмам и системе высокой рефлексии, но, как она может быть учтена, это не очень ясно. Возможно, на уровне анализа поведения животных нельзя полагать, что животные что-то рассчитывают. Конечно же, у животных этого нет, у них все почти всегда запрограммированно. Пример — ожидание кошкой мышки у норки, лисья или волчья кривая, когда хищник бежит не в ту точку, где он видит зайца, а с упреждением движения. Здесь нельзя констатировать никакой разумности. Это эволюционно запрограммированная форма поведения. Оптимум предполагает очень точный расчет минимальных действий. Все же факт остается, животное всегда стремится к “закорачиванию своих действий”, то есть оно лишнего не будет делать.

Итак, не будет ошибкой сказать, что мозг — это ЗАЧЕМНОСТНАЯ СТРУКТУРА. Другим он не мог возникать и другим он не может быть сейчас. Так, Клапаред приводит хорошее рассуждение о страхе: страх только там. где выбор, могу я убежать или не могу, значит, страх только там и возможен. Он есть ни что иное, как оценка умом путей отступления. Ни одна птица не страшится лисы так, как ее страшится заяц, ведь лиса не летает. Но в страхе синица или воробей весь съеживается при виде беркута или сокола. Поэтому верно пишет испанский философ Кин — тас, что наши эмоции — это сторожа нашего организма. Обобщая эту замечательную мысль Кинтаса, можно сказать, что “зачем” в мозге — нечто вроде эмоции страха. Без вопроса “зачем”, а потом уже и в эволюции мозга без его основной функции “зачем”, животные не выжили бы. “Зачем” вроде страха, оно является сторожем поведения. Поэтому, можно не без ос — нования’предположить, что фактор “зачем" в конструкции, или, в архитектуре нашего ума невидимо присутствует во всех наших поступках, мечтах и воображении. И можно предположить, что ребенок Скатится в своем раннем рисунке к какому-то проявлению зачемностности своего ума, он будет это, чистое “зачем” , определенными средствами выражать в рисунке. Ребенку, чтобы нарисовать перспективное изображение, надо иметь такой мотив. А мотив тут — кооперация с другими, о чем-то умолчать, а о другом сказать подробно. Кооперацию у животных мы изучали на высших и низших обезьянах. И мы увидели, что обезьяна прибегает к сотрудничеству только в определенном соотношении рангов особей, если эти ранги равны. Если же есть неравенство рангов, то сотрудничества не будет. И то же у ребенка, раз ему помогает мать, он начинает ее слишком эксплуатировать. У Адлера же сказано, что для маленького умишка ребенка его мать — это его слуга. Только моральное воспитание-насилие, даже воспитание-принуждение к совести, способно создать мораль.

Похожие записи

  • 28.04.2015 Развитие сознания Особенно ярко это видно в развитии сознания у ребенка, в развитии прогностического момента. Это то, что мы называем аналитическими задатками развитого сознания. В частности, это ребенок […]
  • Как «достучаться» до второй половинки?24.10.2020 Как «достучаться» до второй половинки? Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда очень долго и активно что-то объясняем, а наш собеседник как будто не слышит, продолжает молчать, избегать ответов или начинает агрессивно спорить […]
  • Как  построить  гармоничные  отношения  в  семье22.09.2024 Как построить гармоничные отношения в семье Гармоничные отношения в семье – это не просто мечта, а реальность, которую можно создать, приложив усилия и внимательно относясь к потребностям каждого члена семьи. Основные принципы […]
Интересные записи
Новое

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

1894995706a92e53