Сохранение массы
В случае с трубой мы видим момент учета употребления. Это понимание маленьким умом ребенка своеобразного употребления трубы: Это то, что живет на крыше . Интересно совпадение совершенно разного материала. О такой трубе Пиаже сказал, что ребенок фактически отвлекается от взрослой задачи, подразумевающей во всем успех, и впадает в частную задачу. Мы согласны с Пиаже. Здесь изображение довер — бального понятия “лежать на”. В таком частном случае, решение, предложенное ребенком, вполне корректно. И у Павлова есть пример понимания шимпанзе такого довербального понятия “на”, хотя он и не смог правильно истолковать этот поступок животного.
В другом опыте Пиаже детям предложили нарисовать прямо стоящий стакан с водой, и его же, наклоненный к столу. Этот опыт из серии опытов Пиаже на сохранение массы. Как и в случае с трубой, мы видим сходство у этих рисунков в том, что так нарисованные стакан и труба — это рисунки нечто, не реального. Как и шимпанзе Рана не видела всю задачу в полном объеме, так и ребенок не держит в уме всю задачу. Взрослый человек в такого рода задачах все умственно разбивает на подзадачи. Но ведь и рисование всего подряд в рисунке, включая невидимое, как это и есть у всех детей, должно так же объясняться неспособностью иметь все подзадачи в уме сразу, и выбирать из них текущую, и нетекущую, и что-то из них опускать, а что-то, наоборот, усиленно актуализировать. Для ребенка все одинаково важно и одинаково неважно, он не может выделить основное, и это главное и препятствие, и главная особенность всего детского рисунка. Почему же ребенок делает именно так? Почему он сразу не идет по дороге совпадения поведения и реальности?