Мозг высшего животного
Мозг высшего животного забегает вперед опыта, производя до всякого практического успеха обобщающую реакцию. А выйти ему из обобщенной реакции к частным случаям очень трудно. Павлов, по всей видимости, данного объяснения просто не знал, вот почему он даже не попытался найти причины такого же неумения у шимпанзе, различать три формы палок в опыте. А списал это «неумение» у Рафаэля, сходное с «неумением» дельфина, благодаря своему обыкновению высокомерно ставить себя выше других, на некую глупость обезьяны. Павлов ограничился «легким» объяснением данного поведения обезьяны, назвав просто и без затей его глупым. Но и пионер исследований интеллекта высших обезьян, Келер, также очень часто объяснял странные поступки обезьян их «глупостью», не пытаясь вникнуть в суть дела. То же самое мы видим и в очень трудном для объяснения вопросе, почему ребенок в своих первых графических опытах рисует только схемы, типы, обобщенные формы вещей. Он всегда рисует обобщенный домик, обобщенную фигурку, лицо человечка и т. п. Очевидно, наш мозг, до любой конкретной деятельности, имеет Цель самопострое — ния. А природа физиологически создала в мозге ребенка явление ВГ, механизм, не допускающий упрочения любого у. р. . Заметим, попутно, почему и животное, и ребенок плохо усваивают прошлый опыт. По этому же! Это означало бы помнить какие-то упроченные у. р. Вот причина эпиграфа к главе 6, слов Сеченова: Мы плохо помним себя в детстве, так как… нечего помнить!
Психологический факт прерывания, задержки развития. Это известный в детской психологии факт неожиданного прерывания плавного и поступательного развития ребенка. Ребенок быстро усваивал знания, и вдруг, в определенный момент, происходит задержка, и даже движение назад. Ребенок от правильного произношения слов вдруг переходит к их коверканию. Или вообще замолкает. Этот факт сильно смущает родителей. Но, что есть — то есть, значит, это поведение так и задумано природой для развития. Однако как это объяснить?