Неспособность животного

Неспособность животногоВозможно, эта черта нашего поведения — иметь в поведении эффект “не быть сразу эффектом”. Речь вот о чем. Орбели высказал мысль, что у ребенка много б. р., действие которых до времени никак не проявляется. Что ж, генетичеки это разумная мысль. В главе 8 мы рассматриваем более подробно то, о чем выскажемся сейчас. Мы в ней рассматриваем понятие в человеческом поведении, названное нами “оставить как прежде”, важное в контексте этой главы. Здесь же мы хотим внести такое уточнение: Возможно, неспособность животных к поведению “в форме” объясняется не тем, что это “не новая задача”, а неспособностью животного создать модель “то же”, “того же”. Напротив, у человека это — явное достижение абстрагирующей способности мозга. Ведь совсем не простое дело “быть тем же”, это известное огрубление нашего опыта, а у животных, видимо, нет такого эффективного механизма в уме. Как мы поняли, все животные и ребенок в самом начале своего развития не способны к пониманию идеи тождества двух одинаковых вещей.

Отсюда становится понятным, почему, так называемое, довербальное понятие “величины” значительно проще и легче получить животному и ребенку, чем довербальное понятие “то же самое”. Мы думаем, трудность последнего в явной слитности, неразличимости. Устранить слитность ситуации и перевести ее в раздельность поведения — одна из труднейших задач для ребенка и животного. Одно дело — отличить внешне разные формы, другое — различить одинаковые. Понять, что нет Просто так “одинакового” — вот, что тут самое трудное. Это понятие “того же” — совершенно самостоятельное, оно не вытекает из доказанной способности животных к относительным понятиям. У человека это, наверное, является важнейшей чертой ума. Атактическая задержка у шизофреника вскрывает то, что в норме не видно. В норме какраз скрыт, свернут плавный переход от частей задачи друг к другу. И тут у нас появляется догадка, что и само-то понятие “сохраняющейся формы” чего угодно, существующее у человека, — это вариация понятия “то же”. У животного, в базисе его ума, нет не понятия “форма круга”, а нет понятия “то же самое”. Отсюда, вполне вероятно, что у животного в его опыте есть только конкретные фигуры, близко напоминающие круг, и все они в общем-то разные. На это и указывает разбираемый нами опыт с шимпанзе. Человек же эффективно сокращает такой опыт, сводя похожий опыт в “один и тот же”. Похожие линии у тел он сокращает в ОДИН класс, например, все замкнутые правильные геометрические фигуры — в понятие “круглое”.

Похожие записи

  • Что нужно учитывать машинисту во время работы на автовышке?22.01.2024 Что нужно учитывать машинисту во время работы на автовышке? Автовышка является одной из самых востребованных разновидностей спецтехники. Она позволяет выполнять широкий спектр работ - например, осуществить монтаж теплоизоляционного материала на […]
  • Роль похвалы в развитии ребенка28.04.2025 Роль похвалы в развитии ребенка Похвала играет невероятно важную роль в развитии ребенка, оказывая глубокое влияние на его самооценку, мотивацию и формирование личности. Однако, эффективность похвалы напрямую зависит от […]
  • Еда для ребенка15.06.2022 Еда для ребенка Каждая мама знает, что в период кормления грудью она должна придерживаться строгой диеты, о которой будет зависеть качество ее молока и соответственно здоровье ребенка. Но какой диеты […]
Интересные записи
Новое

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

1894995706a92e53